О последствиях санкций, темпах замещения иностранных компонентов, новых моделях и планах на экспорт в интервью «Ъ-Ярославль» рассказал генеральный директор АО «Русская Механика» Леонид Можейко.
— Глядя на вашу финансовую отчетность за 6 месяцев текущего года, можно сделать вывод, что санкции оказали благотворное влияние на «Русскую Механику»?
— Если смотреть поверхностно, то может показаться, что да: выручка выросла на 40%, рентабельность в разы выше бизнес-плана, почти вдвое по сравнению с прошлым годом увеличились налоговые платежи в бюджеты всех уровней. На самом деле, если заглянуть глубже, то видно, что идет большой процесс изменений и преодоления разных трудностей. Хотя, безусловно, появились и новые возможности!
Наибольшие опасения вызывает общая динамика потребительского рынка. Для нас автопром всегда являлся лидирующим индикатором. Текущее падение продаж новых автомобилей больше, чем в два раза, заставляет задуматься.
— Как трансформировался рынок снегоходной и внедорожной техники в России и за рубежом в текущем году?
— В России и за рубежом действуют разные факторы, поэтому рынки трансформируются по-разному. За рубежом ожидается рост инфляции, замедление роста ВВП, локальные энергетические и финансовые кризисы. Иностранные производители внедорожной техники торопятся с технологическими новшествами. Они торопятся с выводом на рынок новых моделей, содержащих множество инноваций. Это прежде всего электрический привод, новые материалы, коммуникационные пакеты с индивидуальной навигацией, дистанционным управлением, электронной защитой и т.д.
На российском рынке видим два тренда. Импортеры из КНР стремятся активно занять освободившуюся нишу санкционных стран, а отечественные производители — перестроить свои закупочные и логистические системы поставок, чтобы сохранить непрерывный характер деятельности.
— Сколько единиц техники выпустили в текущем году и при каком плане?
— Мы поставили себе весьма амбициозный план на 2022 год, предусматривающий 25%-ный рост к объемам прошлого года, в размере 12 тыс. единиц техники. Утверждение плана происходило еще в сентябре 2021 года, и на такой прогноз были все основания — в прошлом году мы чувствовали устойчивый спрос на снегоходы на внутреннем рынке и активный спрос на наши квадроциклы на международных рынках.
Естественно, что весной бизнес-план на год был существенно пересмотрен. Плановая цифра потеряла экспорт и осталась на уровне прошлого года в размере 9,6 тыс. единиц. По итогам 7 месяцев мы идем в этом плане.
— Что изменилось в работе РМ в связи с началом проведения спецоперации? Как решаете вопрос поддержания непрерывности операционной деятельности и управления логистикой поставок? И как в целом решается вопрос импортозамещения?
— Надо сказать, что на предприятии уже несколько лет существует внутренняя программа по импортозамещению. Но работа шла медленно.
Сейчас в зоне риска находится около 200 наименований — покупных комплектующих и материалов, которые предстоит заменить на российские. И сделать это предстоит в предельно сжатые сроки.
Одна из таких важных позиций — это четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Если раньше мы полагались на импорт и постепенно готовились к организации производства по технологической лицензии, то сейчас это стало невозможным. Сейчас концепция создания производства четырехтактных ДВС полностью пересмотрена.
Сейчас нам предстоит всесторонне оценить технический задел по отечественным двигателям в размерности от 250 до 1000 куб. см. Работа в основном уже закончена, с точки зрения оценки этого задела и его возможностей, и я прямо скажу, он очень небогат, потому что перспективных разработок меньше десятка.
Еще одна позиция, которой предстоит оперативно находить замену, это цилиндры и поршни для нашего мотора РМЗ 551, которые изготавливались в Австрии. И дело даже не столько в конструкции этого цилиндра, сколько в высокотехнологичном никасиловом покрытии.
Появились проблемы и связанные с приводными ремнями вариатора. При кажущейся на первый взгляд их простоте, это достаточно сложная по конструкции и исполнению деталь, к производству которой пока оказался не готов ни один российский производитель. К счастью для нас этой темой заинтересовалось ярославское предприятие «Резинотехника», и мы открываем совместный проект.
— Какие сложности пришлось испытывать в поиске новых поставщиков двигателей, деталей и комплектующих?
— Я отвечу так — как правило, нам говорят: ну смените 30-40 поставщиков, заключите новые договоры, это не сложно. Но на самом деле, это не только закупки и заключение новых договоров, это еще и огромная конструкторская работа изменения состава изделия. Нужно выпустить новую конструкторскую документацию, по ней получить прототипы, эти прототипы нужно испытать, после этого поставщикам необходимо выполнить серийную оснастку, затем провести приемку первого годного изделия. И все это реально длинные циклы и большая, серьезная работа, в которой участвуют конструкторы и технологи. И вся эта работа сопряжена с большим объемом инвестиций.
При этом мы хотим говорить не о простом замещении или воспроизводстве, а вместе со сменой поставщиков закладывать и улучшение изделий.
Один из таких примеров импортозамещения, на которое я возлагаю большие надежды — наше сотрудничество с Костромским заводом автокомпонентов, выпускающий поршни и поршневые кольца. Я думаю, что мы получим качественные замены всей необходимой нам линейки деталей по двухтактным моторам, которые мы ранее закупали в Словакии, Чехии и Австрии.
— Есть ли проблемы с поставками и качеством металла?
— Как таковых проблем нет. Были некоторые перебои и некоторые опасения, возможно даже преувеличенного характера. Но работа металлургического комплекса стабилизировалась и мы сейчас не испытываем проблем с поставками, хотя цены конечно же стали выше.
— Какова степень локализации производства?
— Превышает 55%.
— Это позволит получить сертификат, подтверждающий российское происхождение? Т.е. насколько механика русская?
— Дело в том, что сама процедура получения сертификата крайне трудоемка с точки зрения подготовки объема требуемых документов. И ни один российский производитель внедорожной и снегоходной техники еще пока не сумел все эти требования преодолеть. Но мы сейчас находимся в завершающей стадии и я уверен, что до конца года мы этот вопрос закроем.
— Как и изменилась ли структура гособоронзаказа?
— Я не могу комментировать гособоронзаказ. Что касается поставок по государственным контрактам в МЧС, МВД, природоохранные ведомства, в нефтегазовый сектор, такой госзаказ становится важным для предприятия.
— Как меняется долговая нагрузка предприятия?
— В 2020 году, предвидя изменения отраслевой конъюнктуры в связи с ковидом, мы предприняли дополнительные усилия по снижению в два раза объема кредитных ресурсов, которыми мы пользуемся. Дополнительно на расчетных счетах мы сформировали резервы ликвидности в размере практически равном нашему месячному объему производства. Задачи по привлечению оборотного капитала перед нами сегодня не стоят.
— В каком статусе сейчас экспортные контракты?
— В нашем бизнес-плане был заложен двукратный рост экспорта по сравнению с предыдущим годом. Но в конце февраля все остановилось. Поэтому мы сейчас заняты поиском альтернативных европейским рынков. У нас уже есть запросы из Ближнего Востока, Бразилии, Юго-восточной Азии, Индии.
— Крепкий рубль, в том числе, оказал влияние на экспорт? Он для вас хорошо или плохо?
Вопрос хорошо или плохо — дискуссия вечная. На мой взгляд, дело не в абсолютном значении крепкого или слабого рубля, а в его волатильности и стабильности. Если рубль был бы стабильно высокий или стабильно низкий на достаточно длинном отрезке времени, экономическую систему можно было бы выстроить под эти условия. Крепкий рубль сегодня затрудняет поставки на экспорт, но вместе с этим снижает и стоимость поставок по импортным комплектующим.
— Из России ушли крупные иностранные бренды, освободив рынок. Насколько «Русская механика» готова удовлетворить внутренний спрос?
— Потребители, привыкшие к зарубежной технике, предъявляют высокие требования к любой детали в покупаемой машине. И речь не только о технических показателях. Мы говорим об эргономике, дизайне, экологии, приятных ощущений от прикасания, наконец. Крупные производители имеют такие линейки техники, которые являются стандартом и образцом. И отсутствие этих производителей на российском рынке сейчас совершенно не означает, что потребитель готов снизить свои требования. Нашей задачей становится как можно быстрее подготовить свои предложения для такого потребителя.
Что мы конкретно делаем. Шоу-рум, в котором мы сейчас находимся (прим. Ъ-Ярославль — запись интервью проходила в новом монобрендовом центре РМ в Ярославле), открыт одним из успешных дилеров BRP, который знает своих клиентов и их требования. И это наш первый шаг приблизиться к сегменту премиального рынка, стать ближе к потребителю через тех, кто работает в этом сегменте. К слову, сейчас идут переговоры об открытии второго такого центра в Ярославле.
Второе, в конце текущего года мы представим новую версию мотовездехода РМ 800. Внешнее ее сможет отличить только специалист, а на самом деле это будет совершенно иная машина на принципиально новой платформе, с новым шасси и улучшенной эргономикой, на отлично прошедшая все тесты бенчмаркинга с точки зрения ездовых характеристик. И это будет переход к квадроциклам нового поколения.
Третье, в августе мы запускаем проект нового снегохода Frontier 2.0, техническое задание под который разрабатывается непосредственно с участием дилеров и пользователей BRP, уже успевших завершить детальный анализ нынешней модели снегохода Frontier. Я думаю, мы будем готовы представить новую версию к зимнему сезону 2023/24.
Четвертое, мы считаем важным развивать потребительский опыт. Мы хотим предоставить потребителю услугу по использованию машины, с тем, чтобы он успел ее попробовать и всесторонне оценить. И это не тест-драйв, а скорее такой моторизованный досуг, например, на тест-треке загородного отеля. С одним из партнеров мы уже прорабатываем такой проект. Это будет специализированная площадка, несколько километров трассы и специальное оборудование, чтобы освоить приемы вождения.
Пятое, это постоянная и ежедневная работа над улучшением качества выпускаемой продукции. Еще в 2021 году мы стали менять всю философию качества на «Русской механике» и несколько месяцев прошли во внутренней борьбе, связанной с самим понятием этого термина. Это была серьезная дискуссия, в которую было вовлечено множество специалистов завода и, в конечном счете, нам удалось определить для себя качество как философию развития предприятия. Это положительно повлияло на нашу систему контроля в производстве и в отгрузках, на систему контроля во всех основных бизнес-процессах, на новые подходы при открытии проектов разработки.
— Китайские производители уже хлынули на российский рынок? Они могут составить конкуренцию отечественным компаниям?
— Да, китайские производители ведут себя крайне агрессивно и мы уже попробовали технику разных брендов. Уважительно отношусь к предложению, которое есть у CFMOTO. Думаю, они очень близко стоят к тому, чтобы заполнить выпадающий сегмент премиальной техники своим предложением. Что касается других производителей, которых видим на рынке, они обладают разной степенью опыта работы, сервиса и ценообразования. Пространство для конкуренции с ними есть и потому я не вижу серьезных угроз, чтобы выходить, например, с петициями о введении заградительных пошлин.
— В 2022 году правительство не стало индексировать ставки утильсбора. Для вас это хорошо?
— Я бы его уменьшил до то тех размеров, которые непосредственно связаны с утилизацией техники.
— Что изменилось в инвестиционной деятельности предприятия?
— Мы не останавливаем и не сокращаем инвестиции в создание новых продуктов, наоборот, увеличиваем их, в том числе в финансирование программы импортозамещения и создание новых форм продвижения наших продуктов.
Нам пришлось приостановить проект по разработке нового арктического снегохода из-за проблем с локализацией ДВС, о котором говорили выше. Однако, те проектные решения, которые мы планировали в этом снегоходе, будем срочно переносить на другие модификации, уже не базирующиеся на импортном моторе. Например, новая рама, которая получилась прочнее и, одновременно, дешевле в производстве, по сравнению с рамой снегохода Frontier. Аналогичная история произошла и с платформой третьей версии вездехода РМ 800. Она на 30% легче, на 40% прочнее существующей и также дешевле в производстве. Такие разработки стали возможны благодаря сотрудничеству с рядом ведущих технических вузов страны.
Нам удалось приобрести компетенции в создании цифровой модели, производить прочностные расчеты, снимающие необходимость многочисленных итераций испытаний в поле, у нас появилось оборудование, позволяющее проводить стендовые испытания на несущей системе, не собирая прототип и не выезжая в поле.
Все это и сокращает цикл разработки модели, и дает совершенно иные возможности.
— Как ведете работу с дилерами? Сокращаете или наоборот наращиваете их число? Какое количество считаете оптимальным?
— Сегодня у нас 126 дилеров. При этом я не вижу смысла в банальной гонке за их числом. Здесь важнее географическое покрытие, когда мы понимаем, что присутствуем на территории наших целевых рынков, и качество работы самого дилера, под которым мы понимаем и объем продаж, и представленный модельный ряд, и сервис, и прочие услуги, в т.ч. продажу дополнительных аксессуаров.
При этом система взаимоотношений с дилерами претерпевает некоторые изменения. Освободились энергичные дилеры, специализировавшиеся на импортной технике, которые делают нам предложения, которые мы, в свою очередь, встречаем крайне позитивно. Около двух десятков таких договоров мы уже заключили. Но мы также готовы работать и с небольшими компаниями, у которых нет больших дилерских центров, а значит и расходов на их содержание.
Нам также интересна модель работы с автодилерами, у которых высвобождаются площади и инфраструктура, которые необходимо задействовать. Хотя мы и понимаем, что продавать и обслуживать автомобили это не одно и то же, что продавать и обслуживать квадроциклы и снегоходы. С другой стороны есть большое пересечение по аудитории и это может превратиться в хорошую историю Win-Win взаимной выгоды.
Отсюда мы понимаем, что дилерский центр становится не только точкой продаж техники. Такого рода возможности можно использовать в том числе и для тюнинга, который становится очень интересным направлением. Дилеры могут стать центром по подбору экипировки, организации курсов вождения и получения документов на право управления, по электронной регистрацией техники. И это все те качественные изменения, которые положительно воспримет потребитель.
— Вы рассказали о большом количестве изменений, которые происходят в компании за последнее время. Вы смогли бы одной фразой охарактеризовать характер этих изменений?
— Да, конечно! Мы стали больше работать.
— Как вы видите ближайшее будущее компании?
— Нам удалось сохранить непрерывную работу, увеличить темпы продаж, повысить свою устойчивость, найти новых партнеров в продвижении и продажах. Весь коллектив нацелен на преодоление вызовов и видит в них большую возможность развития компании. Это позволяет нам с уверенностью планировать свою работу на будущий год.
Акционерное общество «Русская механика» (г. Рыбинск, Ярославская область) — российская компания, которая разрабатывает, производит, реализует и осуществляет сервисное обслуживание снегоходов и мотовездеходов. Внедорожные транспортные средства производства «Русской механики» эксплуатируются на всей территории России, в том числе в арктических условиях, а также поставляются на экспорт. Снегоходы и квадроциклы РМ являются помощниками в работе, используются людьми для отдыха, несут службу в подразделениях МЧС, воинских частях, охраняют границы, востребованы нефте- и -газодобывающими компаниями, применяются на территории заповедников.
Беседовал Алексей Доскин, «Коммерсантъ»
Фото: Павел Климов